Характеристика внешних факторов формирования безопасного поведения в Феодальной
Японии
Степанов И.О.
г.Псков
«Аншин»
Внешние и
внутренние факторы взаимосвязаны, оказывают существенное воздействие друг на
друга. В широком понимании содержания внешних факторов они представляют собой
всю совокупность окружающего нас мира, оказывающего разнообразное воздействие
на людей и общество. Вся совокупность образовательных систем Востока показывает
наличие огромного интереса к окружающему человека миру, его изучению,
исследованию, обучению адекватному воздействию, взаимодействию с многообразным
проявлениям действительности. «Все здесь - учение, и учиться можно по разному.
Жизнь есть развитие Духа. Кто любуется своей крепкой физической силой и не желает
развивать Дух, тот нарушает законы природы. Насилие приводит к разрушению
собственного тела» - Л.Виллма.
Образование
буке можно рассматривать в развитии трех основных для Японской истории
временных отрезках:
1.
Период Хейан (794-1156 гг.)
2.
Период, предшествующий подъему клана Тогукава (1157-1600 гг.).
3.
Период Тогукава (1600-1867 гг.).
Характерным
для всех периодов было различие между образованием высших категорий военного
класса и образованием слуг и вассалов. Образование в названные периоды понималось
как:
1)
интеллектуальный поиск для открытия новых и расширения известных областей
знания;
2)
тренировка мастерства в различных умениях.
Основа
образования буке происходила во втором направлении, в котором осуществлялось
повторение установленных норм мышления и поведения в точно
регламентированной последовательности, оставляющей минимум
возможностей для импровизации.
Наилучший расцвет образования, в нашем
понимании, представлен в период Хейан. Представители этого периода достигли
вершин в своем изучении классической литературы, исследовании религиозных идей,
заимствованных в Индии, обогащенных китайскими нюансами, начали проникать в
неисследованные области абстрактного мышления.
Представители
периода Хейан сосредоточили свое внимание на изучении китайской литературы,
увеличении качества и количества школ, библиотек, научных учреждений. Были
сделаны первые шаги для законодательного определения положения ученых, читавших
лекции при дворе, в поместьях глав аристократических кланов. Это был толчок к
формированию национальной образовательной системы, уходящей корнями в VIII столетие к Кодексу Тайхо (702 г.).
На
вершине образовательной системы стоял директор общественного образования
(фумия-зукаса-но-ками). В провинциях процессом образования руководили кохугаку.
Главенствующее положение в системе элитного образования занимал императорский
колледж (дайгаку) с собственной программой образования, возглавляемый ректором
(дайгаку-но-ками), вице-ректором (суке) высшим и низшими руководителями (тай-джо
и шо-джо), а также их высшими и низшими помощниками (тай-шакан и джо-шакан).
Под управлением этих руководителей трудились многочисленные профессора и
ассистенты, дававшие начальные и углубленные знания. Основными предметами были:
-
китайская классическая литература (миокио)
- закон
(миохо)
-
каллеграфия (що.шодо)
-
математика (сан)
-
сочинение и риторика ( монджо, монгаку)
-
китайская поэзия (шигаку)
-
японская поэзия (касаку)
-
планирование и стратегия (шусай)
-
политическая теория (шинши)
-
прогнозирование (ин-йо)
-
летоисчисление (коими)
-
астрология (теммон)
- музыка
(гагаку)
-
медицина и фармацевтика (теняку)
Каждый из
этих предметов был сложным и комплексным и на более продвинутых уровнях
сливался с эзотеризмом и метафизикой.
Экзаменаторы,
оценивая эти предметы, стремились чтобы обучаемые в точности знали предмет.
Сами же специализировались на небольшой части.
Представляется
очевидным, что целью образования была подготовка чиновника по китайскому
образцу. Положительным моментом является то, что такой набор предметов
позволял, по крайне мере, хорошо ориентироваться в окружающей обстановке и
развивал творческие способности, что в нашем понимании, является основной
составляющей безопасного поведения.
Провинциальная аристократия была
ориентирована на изучение законов, математики, прогнозирования, астрологии,
планирования и стратегии. Доказательством всеобщего интереса периода Хейан к
образованию является существование наряду с государственными частных школ, для
обучения великого множества людей. Эти школы стремились дать образование
наиболее широкому кругу людей, но их положение было неустойчивым, и в конце
концов им пришлось закрыться.
Дальнейший
период Хейан в образовании характеризовался более углубленным изучением
общественного администрирования и законодательства. Налицо был процесс
снижения интеллектуальной подготовки. Наряду с существованием общей тенденции к
такой узкой специализации собственного существования встречались определенные
круги, отдававшие своих детей в храмы и монастыри для повышения общеобразовательного
и интеллектуального уровня. Такое общественное противостояние было разрешено с
приходом власти Токугава. Компромисс был найден, учитывая конфуцианские
установки общественных взаимоотношений. Объем преподаваемых знаний вышел за
узкие рамки клановых нужд и распространился на провинциальные и
общенациональные проблемы с тем, чтобы подготовить молодых лидеров кланов к
принятию и безропотному исполнению всех директив, исходящих от баку фу в Эдо.
Образование расширилось, включая и низшие категории самураев, но с той
тенденцией, которая указывалась выше. Показательным для этого периода может
служить программа занятий института Нисшан. Но этот подъем не был долговечным и
к концу 17 столетия периода Тогукава качество образования низших вассалов стало
заметно снижаться по сравнению с высшим. Причиной тому стали внутри клановые
разделения на людей избранных от бога и остальных. Разделение членов клана
базировалось на многочисленных непреодолимых различиях в правах, происхождении,
доходе, домашнем богатстве, манерах и традициях.
Обучение низших слоев самураев
заканчивалось, если выражаться современным языком, начальным образованием.
Далее воин проводил время в трудах и войнах праведных, совершенствуя свои
морально-психо-физические качества по собственному выбору и в зависимости от
складывающейся обстановки. Программа подготовки высших слоев самураев была
более обширна, систематична, многоступенчата. Примером тому может послужить
программа подготовки института Нисшинкан. До девятилетнего возраста дети проходили
предварительную подготовку в семьях, где получали знания, знакомились с боевым
этикетом. В пять лет мальчики получали свои первые костюмы самураев и мечи, с
которыми больше никогда не расставались. С девяти лет с ними официально и
систематически начинали проводиться занятия. Каждый мальчик, юноша входил в
состав какой-либо группы детей, приблизительно одинакового возраста, которые
формировались в различных районах города и возглавлялись одним или несколькими
наставниками в качестве учителей. Под их наблюдением дети заучивали наизусть
без объяснений литературные версии наставлений. С десяти до четырнадцати лет их
учили теории и практики официального этикета. В тринадцать начинали изучать
стрельбу из лука, владение мечом и копьем. В пятнадцать начиналось изучение
китайской классической литературы и специфических отраслей военного искусства в
зависимости от индивидуальных наклонностей под руководством персонального
наставника. По достижении шестнадцати лет группы расформировывались и каждый
продолжал обучение с отдельными преподавателями в соответствии с их
специализациями. Этот процесс продолжался до 22 лет и затем, если программа
была усвоена удовлетворительно, ученик мог заняться специализацией своей
карьеры в соответствии с рангом главы семьи, для замены последнего после
смерти. Слабо успевающим шли навстречу, уделяя им больше внимания. Полная
неспособность к обучению означала позор и влекла за собой понижение ранга всей
семьи в военной иерархии.
Анализ
доступных источников позволяет сделать вывод, что наряду с
объяснительно-иллюстративным видом обучения, характеризующимся объяснением в
сочетании с наглядностью со стороны учителя и наличием слушания, запоминания
последующего воспроизведения со стороны обучаемого, широко используется в
рассматриваемый период проблемный вид обучения.
Современный
подход к проблемному обучению выражается наличием следующих этапов. 1. Создание
проблемной ситуации, представляющей собой ощущения мыслительного затруднения.
2. Разрешение проблемы учащимся на основе анализа, имеющийся информации и
добывания новой. 3. Приобретение знаний, заканчивающийся озарением. Далее идут
этапы проверки, систематизации, обобщения полученных знаний.
Современный подход основан на том, что
человек получает информацию об окружающем его мире через зрительные, слуховые,
осязательные и обонятельные рецепторы, передаваемую в мозг, где она
обрабатывается подсознанием и воспринимается сознанием в удобной для нас форме,
позволяющую в последствии принимать решения, совершать определенные действия.
Процесс принятия решения достаточно трудоемкий и по времени занимает достаточно
продолжительное время. В рассматриваемый период цепочка принятия решения
сокращалась активизацией инстинкта самосохранения. Существовало мнение, что
сознание выполняет много лишней работы. Гораздо быстрее, если после получения
информации от периферии, сразу же отдавались команды и принимались решения. В
результате такого подхода глобальные темы обучения завязывались на создании
обстановки, в которых процесс принятия решения происходил на границе жизни и
смерти. Такой подход будет работать только в состоянии «мусин-но син» - «ум не
ума». Без названного состояния сознание не успевает оценить ситуацию и в
результате действительная смерть. Чтобы этого не произошло сознаие должно
работать как подсознание достигаемое «мусин-но син». Это состояние путем
несложных, но регулярных тренировок может быть достигнуто практически любым
человеком. Однако боевые возможности могут проявится только у того, кто имеет
хорошие воинские навыки. Другими словами подобное состояние есть только некий
метод применения, а инструментом служат наработанные человеком навыки.
Особенность
достижения «мусин-но син» заключается не в сосредоточении на какой-то мысли, а
наоборот, рассредоточении и прекращении мысли вообще. Любая мысль включает
логическую машину и скорость оперативной информации для принятия решения
увеличивается.
Ниндзя в
буквальном переводе значит «лазутчик». Корень слова нин -«красться». Есть и
другой оттенок смысла - «претерпевать». Отсюда происходит и название самого
сложного, самого загадочного из всех воинских искусств. Нин-дзюцу - искусство
шпионажа, о котором могли бы только мечтать разведывательные службы ХХI века. Родословная нин-дзюцу относится к началу нашей эры,
но реальные признаки существования таинственных общин в Центральной Японии
прослеживается не ранее VIII в. На
рубеже 805 г. центром была школа созданная Кукаем. Он является учеником и
преемником седьмого патриарха буддизма Хуэйго. Кукай впервые в буддизме
соединил изучение священных текстов, медитаций на специальных образах и
движениях тела, сформировав определенную цепочку упражнений, ставшую предтечей
«Пути воина». Кукай разработал самый короткий путь воина, всего в 4 этапа.
Кукай первым объединил такие категории моделирования психики человека, как «шесть
великих элементов», «четыре мандалы», «три таинства». В его сутрах на основе
древней терминологии можно видеть описание биополя человека.
Педагогическая
система ниндзя подразделяется на четыре блока- метода, каждому из которых
присуще своя группа дисциплины и предметов. Форма обучения практика
приближенная к боевым условиям. Принцип обучения - выживает сообразительный,
неуч подведет себя и других.
Обучение
ниндзя начиналось с раннего младенчества. Еще в колыбели его приучали не
бояться резких толчков и громких вскриков, развивали вестибулярный аппарат и
подвижность суставов. В полугодовалом возрасте ребенка уже учили плавать и
задерживать дыхание под водой. С двух лет упражнения на развитие скоростных
качеств и реакции; с трех лет - специальный укрепляющий массаж, позволяющий
держать удар и постановка дыхания. Пять лет - возраст с которого начиналось
обучение рукопашному бою, включающего акробатику, борьбу с использованием
захватов и удушений, удары руками и ногами, бой против вооруженного противника.
Самое
сложное начиналось после совершеннолетия, когда 15-летние юноши и девушки
начинали постигать «тайное искусство», которое подразделялось на четыре блока
обучения.
Нулевой
блок носил относительно мирный характер и преподавался монахами. Набор
направлений обучения был следующим:
- начальная психо-физическая подготовка
(дзюнан-тайсо)
-
способы применения подручных средств и приспособлений для действий
в горах и на воде (нин-ки)
-
символика пальцевых жестов (кудзи- кири )
-
фармацевтика (я-гэн)
- методы
медицинской реабилитации (сэйфуку).
Первый
блок - «Методы и убийства - меч и животные»: стратегия (боряку); тактика
(ката-кэсино дзюцу); верховая езда (ба-дзюцу); фехтование (синоби-кэн).
Второй
блок - «Методы убийства - петля, огонь»: искусство связывания и расставления
ловушек (ходзе-дзюцу); использование огнестрельного оружия (тэппо), способы
владения оружием на цепочке (кусари-дзюцу); пиротехника (калку-дзюцу); гипноз
(саймин-дзюцу).
Третий
блок - «Методы убийства - нож-вода»: техника владения ножом (танто дзюцу);
техника передвижения под водой (суй-рэн); способы маскировки (ю-гэй,
синоби-ири).
Четвертый
блок - «Методы убийства - земля и пила»: способы ведения боя без оружия
(тай-дзюцу); метание холодного оружия (сюрикэн-дзюцу); способы поражения
противника духовыми трубками (фуки-я); из лука (хан-кю).
Как
упоминалось выше, процесс обучения организовывали и проводили монахи
(яма-буши). Не каждый обученный ниндзя мог достичь уровня монахов. Их уровень
подготовки был тайной в тайне. Монахи были не только идеологами и педагогами,
они были научными работниками, занимающимися проблемами поиска все более
эффективных методов воспитания и обучения соплеменников, анализа и модификации
способов практического применения умений и навыков в критических ситуациях,
разработки простых, но действенных форм психотехники стрессоустойчивости.
В основу
педагогического процесса яма-буши был положен принцип контраста. Его смысл
сводился к тому чтобы:
1) У
адепта не происходило привыкания к стабильности ситуации.
2) Адепт обучился
сравнивать окружающие явления подсознательно.
3)
Выработать у адепта гибкость мышления.
4) Адепт
четко овладел навыками восприятия обилия внешне различных форм проявления
единого, так и максимального контраста.
Это была
практическая реализация закона единства и борьбы противоположностей.
Особо
следует отметить, что работая над высоким уровнем психофизических качеств,
ниндзя большое внимание уделяли развитию творческих способностей в направлении
перевоплощений, что является составной частью безопасного поведения.
Ниндзя
тщательно разучивали семь классических амплуа:
-
бродячий актер
-
странствующий монах
- горный отшельник
-
буддийский священник
-
иллюзионист и жонглер
-
обычный крестьянин, горожанин
-
купец
Существенное
влияние на нин-дзюцу оказало учение Сунь-цзы. Оно внесло в это искусство
возможность и необходимость обучению глубокому анализу с целью победить
опасность до момента её возникновения, не выступая в открытое военное
столкновение. Все подвергалось стратегическим планам (стратагемам). Стратагема
подобна алгоритму, она организует последовательность действий - это способность
предвидеть последствия поступков, способность просчитать конец в политической
или военной игре, а порой и запрограммировать их, исходя из особенностей
ситуации и качеств противника, она служит образцом активной дальновидности.
Стратогемность
стала чертой Японского национального характера, которая простиралась от
политики до игры в шашки (вэй-ци). В процессе практики сложились 36 стратеги,
которые упоминаются в трактатах:
- «36
стратеги. Тайная кошка воинского искусства».
-
«Философия Хуньминь».
Первый
источник датируется концом династии Мин (1368-1644), второе около 1674 г.
Религия,
мораль, нравственность можно считать внешними факторами, теми образцами бытия,
благодаря которым каждый конкретный человек решает для себя вопрос как
отрегулировать свое собственное существование и как вступить на путь
совершенствования.
В Японии
такими рычагами является Буддизм, Синтоизм, Конфуцианство. Процесс обучения и
образования пронизан идеями религиозно-морально-нравственной направленности.
Такую направленность педагогики отличает повышенная степень дидактичности её
главных текстов по сравнению с неканоническими, живущими в повседневной рутине
человеческого существования. Буддизм внес в педагогику целеустремленность, т.е.
направление, смысл и цель существования. Он дал ответ на вопрос: «Для чего я
живу?».
Синтоизм
дал правильное уважительное отношение к прошлому, к родителям и дал ответ на
вопрос: «Благодаря чему (кому) я живу?»
Конфуцианство дало педагогики форму, в
которой осуществлялся педагогический процесс и особенность его морали и
нравственности. Конфуций утверждал, что становление человека происходит
преимущественно как самопознание. Этапы познания: начальный - 15 лет
(устремление к учению); второй - 40 лет (освобождение от заблуждения); третий -
50 лет (постижение величий неба). Этапы достижения совершенств: первый - 30 лет
(завершение становления). Второй - 60 лет (приобретение умения следовать велениям
неба), третий - 70 лет (приобретение умения следовать велениям своего сердца не
нарушая установленных норм).
С содержательной стороны все обучения
Конфуция можно определить следующим образом: учитель обучал четырем вещам:
вэнь, практическому поведению, верности и доверию». Под вэнь понимается
письменное наследие. Конфуций первым выдвинул концепцию «обученного человека»,
который должен быть и человеком обширного внутреннего мира.
Используются технологии uCoz
|