Дзенские истории
Чашка чая
Во времена царствования Мэйдзи (1868-1912) Нань Ин
принимал одного профессора. Профессор настойчиво допытывал о сути учения дзэн.
Нань Ин, наливая чай, продолжал лить в чашку уже и после того, как жидкость
потекла через край. Это заметил гость и воскликнул: “Чашка переполнена! Больше
ничего не войдет!” Нань Ин спокойно ответил:”Вы, как эта чашка, уже переполнены
собственными принципами и мнениями. И пока Вы себя не опорожните, как я смогу
дать Вам понимание дзэн?”
Грязная дорога
Как-то двое монахов – Экидо и Танзан – в дождь шли
по раскисшей дороге. Свернув, они натолкнулись на симпатичную девушку. Та,
одетая в красивое шелковое кимоно и шарф, пребывала в замешательстве, не
решаясь войти в большую лужу. Танзан воскликнул:
- Поторопись, девушка! – подхватил ее на руки и быстро
перенес через грязь. Поставив ее на сухое, он вернулся к Экидо и они
продолжили путь. Но вечером Экидо его упрекнул:
- Монахам не пристало так близко общаться с красивыми
девушками. Это опасно и неоправдано. Танзан ответил, как ни в чем не бывало:
- Я оставил девушку там, у дороги. Ты же, Экидо, все несешь ее в руках.
Принцип первый
Двести лет назад учитель Косэн рисовал иероглифы для
храма Обаку в Киото. Но ученик критиковал его раблту, находя, как ему
казалось, погрешности. Косэн же терпеливо делал все новые и новые эскизы. И так
– больше восьмидесяти раз. И когда ученик ненадолго вышел, Косэн этим
воспользовался:
- Пока его нет, нет и его придирок.
И, расслабившись, он быстро начертал восемьдесят
пятый вариант вывески.
Вернувшись, ученик был поражен совершенством
каллиграфического искусства и невольно не удержался, воскликнув:
- Это прекрасно!
Визитка губернатора
Во времена Мэйдзи настоятелем одного из
важнейших храмов в Киото – Тофуку – был наставник Кэйту. В один из дней ему
передали визитку посетителя: «Китагаки, губернатор Киото».
Кэйту вернул слуге визитку со словами:
- Пусть уходит, я не хочу с ним встречаться.
Китагаки, поразмыслив, понял свою ошибку и тут же
вычеркнул
титул, оставив только свое имя:
- Передайте и попросите настоятеля еще раз о встрече.
Кэйту, прочтя почерканную бумажку, улыбнулся:
- О, так это Китагаки! Я с удовольствием его приму!
Испытание дзеном нищих
Тосун, наставник дзэна, пользовался такой
популярностью, что в каком бы храме он не останавливался, ученики окружали его
назойливой толпой. Это его настолько раздражало, что он не выдержал, заявив
всем:
- Все! Я не хочу никого учить! Разойдитесь все до одного!
После этого он исчез, затерявшись среди простого люда.
Через три года его все-таки опознал один из учеников,
случайно
встретив среди нищих под мостом в Киото. И воскликнул:
- Возьмите меня в ученики!
Тосун неожиданно легко согласился:
- Хорошо. Живи, как я, и будешь получать наставление.
Ученик, скрипя сердцем, надел грязное рубище нищего и
присоединился к учителю. На следующий день умер один из
нищих и они похоронили его. Тосун преспокойно уснул, ученик же, столкнувшись
так близко со смертью, не смог и глаз сомкнуть. Утром же Тосун, потягиваясь,
предложил ему:
- От умершего осталось немного еды – как раз столько,
чтобы утолить
голод и не просить сегодня подаяние. Давайте покушаем.
Ученику тут же стало плохо и он не смог
проглотить ничего. Тосун отрезал:
- Если Вы не в состоянии жить, как я, уходите прочь и не
приставайте
больше ко мне.
Врата рая и ада
Воин по имени Нобусито пришел к Хакуину и
спросил:
- Действительно ли существует рай и ад?
Хакуин же спросил в свою очередь:
- Кто ты?
- Я – самурай.
Хакуин воскликнул:
- Ну и самурай! Кому из даймё ты нужен с такой рожей!
Воин вспыхнул и схватился за меч, а Хакуин не переставал:
- Как, у тебя и меч имеется? Да он, право, настолько туп,
что и плод не
перерубит!
Рассерженный самурай обнажил меч, намереваясь
зарубить дерзкого монаха. А Хакуин преспокойно заметил:
- Вот так и открываются врата ада!
Спохватившись, Нобусито был поражен хладнокровием
Хакуина. Он
тут же вернул меч в ножны и почтительно поклонился
монаху.
- А вот так распахиваются врата рая, - отметил монах.
Сила судьбы
Знаменитый реформатор Нобунага был вынужден
дать бой противнику, хотя у него было намного меньше самураев, чем у врага.
Воины же не разделяли его уверенности, пребывая в нерешительности.
Нобунага, остановившись у попутного светилища
синто, обратился к буси со словами:
- Все мы в руках судьбы и пусть Боги ответят нам. Если
выйдет орел –
мы победим, если решка – проиграем.
После молитвы он бросил монету и все увидели –
выпал орел. Воодушевленные знаком небес, самураи ринулись на врага и опрокинули
его. После боя один из приближенных согласился с Нобунага:
- Да, никто и ничто не сможет изменить судьбы!
Нобунага поддержал его:
- Никто. - И показал монету, у которой было два орла.
Бесценная вещь
У Сацана, китайского учителя дзэн, ученики
как-то спросили:
- Что в мире самое бесценное?
Сацан уверенно ответил:
- Голова дохлой кошки.
Ученики в недоумении:
- Интересно, почему эта гадость бесценна?
Сацан невозмутими ответил:
- Потому что никто не может ее оценить.
Четверо молчащих
Четверо учеников секты Тэцдай медитировали. И
чтобы ничто не мешало, дали обет не проронить ни одного слова целую неделю. И
вот наступила ночь, светильник закоптил, начав чадить, и стал затухать.
Один из учеников не выдержал:
- Подлейте масла, а то погаснет!
Второй с укоризной пожурил его:
- Ты должен был молчать!
Третий прикрикнул на них:
- Оба вы хороши! С какой стати разговорились!?
Четвертый глубокомысленно отметил:
- А вот я единственный молчу!
Просто шнурки
Рёкан, адепт дзэна, узнал, что его племянник
непомерно сорит деньгами, тратясь на гейшу. Монах, приехав издалека, остался на
ночь у племянника, который его уважал. Проведя ночь в медитации, наутро монах
попросил у юноши:
- Я уже настолько стар, что руки у меня трясутся. Не мог
бы ты
помочь мне завязать шнурки?
Племянник проворно завязал ему шнурки на
сандалях. Рёкан с облегчением вздохнул:
- Благодарю. Ведь чем ближе старость, тем меньше сил.
Береги себя и
заботься о себе получше.
Так и уехал Рёкан, даже не заикнувшись ни о
гейше, ни о деньгах, ни о жалобах родственников на беспутного юношу. Но как-то
так получилось, что с того дня молодой человек перестал беспутствовать.
Нечто из ничего
К Дакуону из секты Секоку обратился Ямаока
Тессю. Стремясь наилучшим образом продемонстрировать свои знания, он заявил:
- На свете ничего нет – ни Будды, ни живых существ, ни
нашего ума.
Нет места для мудрости, постижения или глупости. Ничего
не дается и ничего нельзя получить.
Докуон, покуривая бамбуковую трубку, вдруг не говоря ни
слова,
сильно ударил его этой трубкой.
Ямаока, настигнутый врасплох, обиделся и
рассердился. Дакуон же невозмутимо спросил:
- Интересно, если ничего нет, то откуда могла
взяться твоя злость?
Будда
В период Мэйдзи в Токио проживали два
проповедника. Унсё из секты Сингон послушно исполнял заповеди Будды: не ел
после полудня и не употреблял спиртного. Второй же, Танзан, профессор философии
в Императорском университете, был не прочь и выпить, и насладиться жизнью. Что
касается времени еды и сна, то для него это вообще не имело никакого значения.
Как-то Унсё зашел к Танзану и застал того во
время попойки. Танзан, будучи навеселе, поприветствовал гостя:
- Приветствую тебя, брат. Предлагаю выпить чашечку
прекрасного
вина.
Унсё с негодованием отказался:
- Я не пью!
Танзан в ответ рассмеялся:
- Разве тот человек, который не пьет?
Такая насмешка вывела благочестивого Унсё из себя:
- Так что, если я не пью, значит я не могу считаться в
твоих глазах
человеком?! Тогда скажи, кто же я в таком случае?
- Будда, – невозмутимо парировал Танзан,
отхлебывая вино.
Ягода
Будда рассказывал:
- Один человек, идя по полю, встретился с тигром. Зверь
стал его преследовать, с каждым прыжком приближая петляющего человека к
неминуемой смерти. Неожиданно дорогу преградил крутой обрыв. Стараясь спастись,
человек в отчаянии изо всех сил прыгнул, но не сумел преодолеть препятствие и
повис, уцепившись за виноградную лозу. Тигр не мог достать до него, но не
уходил, сотрясая округу страшным рыком. Человек же, собираясь спрыгнуть, посмотрел
вних и вдруг заметил второго тигра, прохаживающегося в ожидании добычи, которая
вот-вот свалится сама. И теперь чертой между жизнью и смертью человека была
только эта тонкая виноградная лоза. Но вот лоза дрогнула – две мыши, черная и
белая, стали подгрызать ее. В эту минуту человек заметил прямо перед собой
спелую землянику. Удерживаясь на одной руке, он дотянулся до ягоды и сорвал ее.
И какой же спелой и сладкой она ему показалась!
Однажды Дайдзо пришел к китайскому наставнику
Басё. Наставник спросил:
- Чего ты ищешь?
- Просветления.
Басё удивился:
- Зачем искать то, что уже есть? Ты и так обладатель
своей
сокровищницы.
Дайдзо оторопел:
- Как!? Тогда где она, эта моя сокровищница?
- То, как и о чем ты спрашиваешь и есть твоя
сокровищница.
Дайдзо тут же пережил просветление. Уйдя от учителя, он
потом
частенько советовал:
- Все уже с Вами. Лишь отворите ворота и пользуйтесь
драгоценностями.
Непрерывный дзен
Для того, чтобы стать учителем дзэна, надо было
не менее десяти лет пребывать рядом с учителем, постигая суть учения. И вот
как-то Тэнно, уже чувствующий себя учителем, решил посетить Нанина. Шел дождь,
и ему пришлось обуть деревянные башмаки и укрыться под зонтиком. Когда он был
уже в комнате учителя, тот после приветствия вдруг спросил:
- Твои башмаки стоят в прихожей. А с какой стороны от них
зонти
справа или слева?
Пойманный врасплох, Тэнно смутился и не нашел мгновенно
правильного ответа. Тогда он сказал, что еще не пребывает в дзэне, не в
состоянии быть в нем непрерывно.
Он стал учеником Нанина и еще десять лет
постигал постоянство дзэна.
|