Бонг Дем Лонг  
 
Международная Школа Восточных Единоборств Ват-Джитсу "Бонг Дем Лонг"
 
Навигация
 О Школе
 История Школы
 Новости
 Планы
 Филиалы
 Программа
 Заповеди
 Японские термины
 Вьетнамские термины
 Понятия
 Айкидо
 Оружие
 Такимакэ
 Философия
 Книги
 Фотографии
 Статьи
 Разное
 Саньда (правила)
 Таолу (правила)
 Память
 Узлы
 Чайная церемония
 Дзен
 Харакири
 Спортландия
 Ссылки
 Контакты
 Карта
 

Дзен и путь воина


Желая как можно глубже понять учение Дзэн, ученик обратился с письмом к профессору Судзуки, в котором просил  порекомендовать ему наиболее важные труды о Дзэн. Тот ответил ’ Существуют десять тысяч книг Дзэнских  наставников, их учеников и комментаторов Однако гораздо важнее понять самого себя, чем тратить время и силы на чтение этой горы литературы. Если же Вы считаете, что истина скрыта в книгах то не поймете даже это письмо’.

Единство тела и духа  основополагающий принцип Дзэн. Верность ему прослеживается в боевых искусствах от основателя Шаолиньской школы у-шу Бодхидхармы, утверждавшего, что телесная и духовная практика суть одно и то же. Тело является лишь инструментом, посредством которого действует сознание. Как сказал мастер у-шу 19 века Чэн Чан син” Удар начинается в душе, кулак направляется волей, сознание ведет за собой внутреннюю энергию.’

Естественное слияние с миром, гармония с ним на всех уровнях, состояние не только внешней, но и внутренней гармонии, целостность всего своего существа-все эти черты Дзэнского мироощущения привлекательны для нас, так как результатом оказывается стабилизирующее, гармонизирующее, психокорректирующее воздействие на организм ученика.

Весь существующий мир, согласно доктрине Дзэн, иллюзорен и эфемерен, он только проявление ’великой пустоты’, из которой все рождается и куда все уходит, а жизнь в нем дана людям на время и подлежит возвращению, причем это может случится в любой момент. Подобное отношение к окружающей действительности выражается фразой ‘ Все в этом мире призрачно’.

Дзен учит человека не цепляться за жизнь и не бояться смерти. Это положение учения оказалось очень привлекательным для профессиональных воинов, да и не только их.

Быстротечность, эфемерность  и призрачность жизни связывает все кратковременное с понятием прекрасного. Дзэн эстэтизирует недолговечное текущее мгновение- цветение вишни, капельки росы, восход солнца. Соответственно, и жизнь человека считается тем прекраснее, чем ярче она прожита.


Один человек хотел прожить подольше. Пил родниковую воду, питался здоровой пищей, ни о чем не тревожился. Как-то забрался к нему на подворье разбойник и убил его. Может быть , боевое искусство тоже является средством продления жизни.

Человек, не боявшийся смерти, охваченный идеей духовного подвига, лучше чем кто-либо мог быть воином.

Очень велико значение методов Дзэн в военно- прикладной подготовке. Главными качествами, необходимыми воину в занятиях фехтованием, стрельбой из лука,  борьбой без оружия и с оружием считается психическая уравновешенность, самообладание и воля.

 

Ученик и его учитель состязались в стрельбе из лука. Ученик поставил себе на плечо кубок с водой и стал пускать стрелы точно в цель. - Это мастерство при стрельбе- похвалил его учитель. - А есть ли у тебя мастерство без стрельбы. Затем он  повернулся спиной к глубокой пропасти и шагнув назад так, чтобы ступни его ног наполовину повисли над бездной, начал поражать цель одной стрелой за другой. Ученик попытался сделать это, но не смог, и бросился на землю ничком , весь в поту. -Состояние твоего сознания должно оставаться неизменным при любых обстоятельствах- сказал учитель. - Опасность внутри тебя.

Система  философских воззрений и практического отношения к жизни предполагает определенную перестройку сознания. Каков смысл этой перестройки?

Согласно представлениям Дзэн, идеальное состояние сознания подобно отраженному в зеркальной глади воды холодному свету луны. Зеркало отражает все, что попадает в его поле,  без каких- либо искажений, дополнений, не задерживая это все в себе, никак не взаимодействуя с ним. А луна освещает все ,весь мир ровным, бесстрастным светом.

Привнесение в процесс отражения различных сторон бытия всякого рода субъективных оценок означает нарушение этой  незамутненности и спокойствия. Оно мешает видеть предметы и события такими, какими они являются на самом деле.

В свою очередь, достижение чистоты и безмятежности сознания тесно связано с так называемым беспонятийным мышлением. Истина, как утверждал Бодхидхарма, не может адекватно выражаться посредством слов. Весь мир бесконечен в своих проявлениях, любой из его феноменов имеет неисчерпаемое количество уровней и аспектов рассмотрения. Слово всегда фиксирует лишь какой-то один аспект, а потому , оно загоняет в свои узкие рамки то, что по своей сути не может быть туда вмещено без уродливой деформации.

К тому же мышление человека протекает не только в словесной форме. Оно осуществляется в процессе переработки информации, одновременно поступающей в мозг в формах зрите тельных, слуховых, кинестетических ощущений и восприятий. Приверженность понятийному мышлению ведет к тому, что люди постоянно  отождествляют предметы и явления материального мира с теми понятиями, которые их обозначают.

С позиции Дзэн, самым вредным из подобных понятий является образ человеческого ‘Я’.

Конечно, биологически любой организм от рождения до смерти в главном остается самим собой, невзирая на возрастные и патологические изменения. Но психологически нет . и не может быть, никакого другого ‘Я’, кроме совокупности всего того, что мы непосредственно воспринимаем, чувствуем и мыслим в текущий момент времени. Поэтому , в каждый последующий момент жизни мы уже не те, что были прежде , хотя и не замечаем этого.

Наиболее ярко зависимость человека от иллюзий сознания проявляется в отношении смерти. Смерть пугает нас именно потому, что мы считаем ее бесследным исчезновением своей драгоценной личности.

 

Император спросил своего учителя -Куда отправляется просветленный человек после смерти.Учитель ответил -Не знаю. Почему. -спросил император.Потому, что я еще ни разу не умирал. - ответил учитель.

Мучающий человека вопрос - Куда девается мое Я после смерти? - аналогичен вопросу о том, куда девается кулак после того, как разгибают пальцы. Оказывается, он - только одна из форм существования пальцев, и кто  может сказать , что единственная, или наилучшая.

Во всех школах буддизма смерть понимается как перегруппировка и воплощение в ином   обличье той совокупности элементов, которая одна только и является нашей подлинной природой. В этом  смысле  индивидуальное ‘Я ‘ бессмертно, как бессмертна сама Природа. Отказ от образа  ‘ Я ‘ и выход за рамки понятийного мышления позволяет избегать субъективности  в работе сознания. Не раздираемое противоречиями оно становится уравновешенным, бесстрастным. Тогда человек способен интуитивно постигать не внешнюю сторону явлений, а их суть, и реагировать на все, что несет жизнь единственно верным для данного человека способом.

Дзэн призывает не жертвовать сегодняшним днем ради завтрашнего. С его позиций , устремленность в будущее - такая же иллюзия , как и понятие о неизменном ‘ Я ‘.Жить завтрашним днем,  это то же самое, что пытаться пройти через стену, на которой  нарисована дверь по всем правилам перспективы. В определенном смысле всегда бывает только ‘ здесь и сейчас ‘. а не ‘ там и потом ‘. И если человек не умеет жить полноценно в любой из своих дней, то он не умеет жить вообще.

 

Молодой самурай стоял с луком и  несколькими стрелами в руках, взглядом измеряя расстояние до мишени. Проходивший мимо монах сказал ему- Ты не научишься метко стрелять до тех пор, пока будешь надеется на возможность исправления промахов. В бою такой случай вряд ли представится. Учись поражать цель с первого раза, всегда помни, что у тебя только одна стрела. И в жизни всякое дело делай сразу, не надеясь , что потом можно будет что-то исправить.

Дзэнское понимание бытия не нуждается в научном подходе. Оно принципиально ненаучно. Истину открывает только собственный опыт, собственное переживание, знание, найденное в собственной душе. Основатель одной из школ Дзэн Риндзай говорил, что стремясь найти  истину, люди полжизни  впустую ‘ блуждают по жизни, бессмысленно перекладывая с одного плеча на другое сундук, наполненный словами безумных пророков.’ Так и человек , не доверяющий самому себе, а уповающий на теории, мнения и суждения других людей носит с собой сундук с этими фальшивыми драгоценностями, но это ни на один шаг не приближает его к истине.

Внешняя природа  не разрушается и не преобразуется, согласно представлениям человека-повелителя. Внутренняя природа не подавляется и не загоняется в строго определенные рамки.

Человеческая природа как бы отпускается на волю, ибо в ней не видят того средоточия греха и порока, которое приписывает  ей христианство, считающее что великий дух изначально антагонистичен смертной природе и , поэтому человек, желающий посвятить себя вечным ценностям , должен отречься от своего тела со всеми его желаниями и страстями. Дзен не знает подобного разделения, не знает понятия греха в христианском смысле. Вся суть современного христианства в словах молитвы-‘ Боже, если ты есть, спаси мою душу, если она есть.’

И если человек во всем следует природе, которая совершенна, то тем самым он обеспечивает гармонию в себе и гармоничные отношения  с окружающим миром. Перестройка работы сознания осуществляется через специально организованные позы, работу с мышцами, специальную технику дыхания, управление внутренней энергией. Дзэн как бы возвращает человеку тело в его природно-естественном значении.

Естественность, спонтанность, выражение человеком себя, своих чувств, своей внутренней сути не только дает ему ощущение полноты своего бытия, но и является  необходимым условием творчества, которое может проявляться в любой сфере деятельности. Сделав свою собственную жизнь объектом творчества, человек может всю ее превратить в произведение искусства.


Все на свете  требует спонтанности в исполнении и не должно делаться предумышленно. То, что обдумывается заранее, не соответствует реальности. Нет в мире ничего такого , к чему Пустота не могла бы приспособиться - неважно, длинное оно или короткое, квадратное или круглое. Только дух, проникнутый Пустотой, может совладать с любым препятствием,- писал дзэнский патриарх Такуан.

Подвижники Дзэнского учения в Японии. тесно связанные с интересами самурайства, ревностно углубляли прикладные аспекты Дзэн, приспосабливая их к нуждам воинов. Один из них. Патриарх Хакуин, придававший большое значение физической подготовке и динамической практике Дзэн говорил  - ‘ Если  заботиться о здоровье тела и предаваться Дзэнскому созерцанию, будешь часто обретать прозрение, не стремясь к тому сознательно. Не следует проводить различие между активным и пассивным, медитативным Дзэн. Человек, увлекающийся лишь Дзэнской медитацией, никогда не достигнет успеха в активной практике Дзэн. Если ему придется очутиться в суете мирской жизни, все жизненные силы бесследно испарятся, и он будет уступать даже человеку, который вовсе не практиковал Дзэн. Любой пустяк сможет его огорчить, заставить нервничать и поступать, как пристало лишь трусу.’

 




Смотрите последние обновления на головном сайте школыБонг Дем Лонг
 
Используются технологии uCoz