Дзен и путь воина
Желая как можно глубже понять учение Дзэн, ученик
обратился с письмом к профессору Судзуки, в котором просил порекомендовать ему
наиболее важные труды о Дзэн. Тот ответил ’ Существуют десять тысяч книг
Дзэнских наставников, их учеников и комментаторов Однако гораздо важнее понять
самого себя, чем тратить время и силы на чтение этой горы литературы. Если же
Вы считаете, что истина скрыта в книгах то не поймете даже это письмо’.
Единство тела и духа основополагающий принцип Дзэн.
Верность ему прослеживается в боевых искусствах от основателя Шаолиньской школы
у-шу Бодхидхармы, утверждавшего, что телесная и духовная практика суть одно и
то же. Тело является лишь инструментом, посредством которого действует
сознание. Как сказал мастер у-шу 19 века Чэн Чан син” Удар начинается в душе, кулак направляется волей,
сознание ведет за собой внутреннюю энергию.’
Естественное слияние с миром, гармония с ним на всех
уровнях, состояние не только внешней, но и внутренней гармонии, целостность
всего своего существа-все эти черты Дзэнского мироощущения привлекательны для
нас, так как результатом оказывается стабилизирующее, гармонизирующее,
психокорректирующее воздействие на организм ученика.
Весь существующий мир,
согласно доктрине Дзэн, иллюзорен и эфемерен, он только проявление ’великой пустоты’, из которой все рождается и куда все уходит, а жизнь
в нем дана людям на время и подлежит возвращению, причем это может случится в
любой момент. Подобное отношение к окружающей действительности выражается
фразой ‘ Все в этом мире призрачно’.
Дзен учит человека не
цепляться за жизнь и не бояться смерти. Это положение учения оказалось очень
привлекательным для профессиональных воинов, да и не только их.
Быстротечность, эфемерность
и призрачность жизни связывает все кратковременное с понятием прекрасного. Дзэн
эстэтизирует недолговечное текущее мгновение- цветение вишни, капельки росы,
восход солнца. Соответственно, и жизнь человека считается тем прекраснее, чем
ярче она прожита.
‘Один человек хотел прожить подольше. Пил родниковую воду,
питался здоровой пищей, ни о чем не тревожился. Как-то забрался к нему на
подворье разбойник и убил его. Может быть , боевое искусство тоже является
средством продления жизни.’
Человек, не боявшийся
смерти, охваченный идеей духовного подвига, лучше чем кто-либо мог быть воином.
Очень велико значение
методов Дзэн в военно- прикладной подготовке. Главными качествами, необходимыми
воину в занятиях фехтованием, стрельбой из лука, борьбой без оружия и с
оружием считается психическая уравновешенность, самообладание и воля.
Ученик и его учитель состязались в стрельбе из лука.
Ученик поставил себе на плечо кубок с водой и стал пускать стрелы точно в цель.
- Это мастерство при стрельбе- похвалил его учитель. - А есть ли у тебя
мастерство без стрельбы. Затем он повернулся спиной к глубокой пропасти и
шагнув назад так, чтобы ступни его ног наполовину повисли над бездной, начал
поражать цель одной стрелой за другой. Ученик попытался сделать это, но не
смог, и бросился на землю ничком , весь в поту. -Состояние твоего сознания
должно оставаться неизменным при любых обстоятельствах- сказал учитель. -
Опасность внутри тебя.’
Система философских
воззрений и практического отношения к жизни предполагает определенную
перестройку сознания. Каков смысл этой перестройки?
Согласно представлениям
Дзэн, идеальное состояние сознания подобно отраженному в зеркальной глади воды
холодному свету луны. Зеркало отражает все, что попадает в его поле, без
каких- либо искажений, дополнений, не задерживая это все в себе, никак не
взаимодействуя с ним. А луна освещает все ,весь мир ровным, бесстрастным
светом.
Привнесение в процесс
отражения различных сторон бытия всякого рода субъективных оценок означает
нарушение этой незамутненности и спокойствия. Оно мешает видеть предметы и
события такими, какими они являются на самом деле.
В свою очередь, достижение
чистоты и безмятежности сознания тесно связано с так называемым беспонятийным
мышлением. Истина, как утверждал Бодхидхарма, не может адекватно выражаться
посредством слов. Весь мир бесконечен в своих проявлениях, любой из его
феноменов имеет неисчерпаемое количество уровней и аспектов рассмотрения. Слово
всегда фиксирует лишь какой-то один аспект, а потому , оно загоняет в свои
узкие рамки то, что по своей сути не может быть туда вмещено без уродливой
деформации.
К тому же мышление человека
протекает не только в словесной форме. Оно осуществляется в процессе
переработки информации, одновременно поступающей в мозг в формах зрите тельных,
слуховых, кинестетических ощущений и восприятий. Приверженность понятийному
мышлению ведет к тому, что люди постоянно отождествляют предметы и явления
материального мира с теми понятиями, которые их обозначают.
С позиции Дзэн, самым
вредным из подобных понятий является образ человеческого ‘Я’.
Конечно, биологически любой
организм от рождения до смерти в главном остается самим собой, невзирая на
возрастные и патологические изменения. Но психологически нет . и не может быть,
никакого другого ‘Я’, кроме совокупности всего того, что мы
непосредственно воспринимаем, чувствуем и мыслим в текущий момент времени.
Поэтому , в каждый последующий момент жизни мы уже не те, что были прежде ,
хотя и не замечаем этого.
Наиболее ярко зависимость
человека от иллюзий сознания проявляется в отношении смерти. Смерть пугает нас
именно потому, что мы считаем ее бесследным исчезновением своей драгоценной
личности.
Император
спросил своего учителя -‘Куда
отправляется просветленный человек после смерти.’ Учитель ответил -Не знаю. ‘Почему.’ -спросил император. ‘Потому, что я еще ни разу не умирал.’ - ответил учитель.
Мучающий человека вопрос -
Куда девается мое Я после смерти? - аналогичен вопросу о том, куда девается
кулак после того, как разгибают пальцы. Оказывается, он - только одна из форм
существования пальцев, и кто может сказать , что единственная, или наилучшая.
Во всех школах буддизма
смерть понимается как перегруппировка и воплощение в ином обличье той
совокупности элементов, которая одна только и является нашей подлинной
природой. В этом смысле индивидуальное ‘Я ‘
бессмертно, как бессмертна сама Природа. Отказ от образа ‘ Я ‘ и выход
за рамки понятийного мышления позволяет избегать субъективности в работе
сознания. Не раздираемое противоречиями оно становится уравновешенным,
бесстрастным. Тогда человек способен интуитивно постигать не внешнюю сторону
явлений, а их суть, и реагировать на все, что несет жизнь единственно верным
для данного человека способом.
Дзэн призывает не жертвовать
сегодняшним днем ради завтрашнего. С его позиций , устремленность в будущее -
такая же иллюзия , как и понятие о неизменном ‘ Я ‘.Жить
завтрашним днем, это то же самое, что пытаться пройти через стену, на которой
нарисована дверь по всем правилам перспективы. В определенном смысле всегда
бывает только ‘ здесь и сейчас ‘. а не ‘ там и
потом ‘. И если человек не умеет жить полноценно в любой из
своих дней, то он не умеет жить вообще.
Молодой самурай стоял с луком и несколькими стрелами
в руках, взглядом измеряя расстояние до мишени. Проходивший мимо монах сказал
ему-‘ Ты не научишься метко стрелять до тех пор, пока
будешь надеется на возможность исправления промахов. В бою такой случай вряд ли
представится. Учись поражать цель с первого раза, всегда помни, что у тебя
только одна стрела. И в жизни всякое дело делай сразу, не надеясь , что потом
можно будет что-то исправить.’
Дзэнское понимание бытия не
нуждается в научном подходе. Оно принципиально ненаучно. Истину открывает
только собственный опыт, собственное переживание, знание, найденное в
собственной душе. Основатель одной из школ Дзэн Риндзай говорил, что стремясь
найти истину, люди полжизни впустую ‘
блуждают по жизни, бессмысленно перекладывая с одного плеча на другое сундук,
наполненный словами безумных пророков.’
Так и человек , не доверяющий самому себе, а уповающий на теории, мнения и
суждения других людей носит с собой сундук с этими фальшивыми драгоценностями,
но это ни на один шаг не приближает его к истине.
Внешняя природа не
разрушается и не преобразуется, согласно представлениям человека-повелителя.
Внутренняя природа не подавляется и не загоняется в строго определенные рамки.
Человеческая природа как бы
отпускается на волю, ибо в ней не видят того средоточия греха и порока, которое
приписывает ей христианство, считающее что великий дух изначально
антагонистичен смертной природе и , поэтому человек, желающий посвятить себя
вечным ценностям , должен отречься от своего тела со всеми его желаниями и
страстями. Дзен не знает подобного разделения, не знает понятия греха в
христианском смысле. Вся суть современного христианства в словах молитвы-‘ Боже, если ты есть, спаси мою душу, если она есть.’
И если человек во всем
следует природе, которая совершенна, то тем самым он обеспечивает гармонию в
себе и гармоничные отношения с окружающим миром. Перестройка работы сознания
осуществляется через специально организованные позы, работу с мышцами, специальную
технику дыхания, управление внутренней энергией. Дзэн как бы возвращает
человеку тело в его природно-естественном значении.
Естественность,
спонтанность, выражение человеком себя, своих чувств, своей внутренней сути не
только дает ему ощущение полноты своего бытия, но и является необходимым
условием творчества, которое может проявляться в любой сфере деятельности.
Сделав свою собственную жизнь объектом творчества, человек может всю ее
превратить в произведение искусства.
‘ Все на свете требует спонтанности в исполнении и не
должно делаться предумышленно. То, что обдумывается заранее, не соответствует
реальности. Нет в мире ничего такого , к чему Пустота не могла бы
приспособиться - неважно, длинное оно или короткое, квадратное или круглое.
Только дух, проникнутый Пустотой, может совладать с любым препятствием’,- писал дзэнский патриарх Такуан.
Подвижники Дзэнского учения
в Японии. тесно связанные с интересами самурайства, ревностно углубляли
прикладные аспекты Дзэн, приспосабливая их к нуждам воинов. Один из них.
Патриарх Хакуин, придававший большое значение физической подготовке и
динамической практике Дзэн говорил - ‘
Если заботиться о здоровье тела и предаваться Дзэнскому созерцанию, будешь
часто обретать прозрение, не стремясь к тому сознательно. Не следует проводить
различие между активным и пассивным, медитативным Дзэн. Человек, увлекающийся
лишь Дзэнской медитацией, никогда не достигнет успеха в активной практике Дзэн.
Если ему придется очутиться в суете мирской жизни, все жизненные силы бесследно
испарятся, и он будет уступать даже человеку, который вовсе не практиковал
Дзэн. Любой пустяк сможет его огорчить, заставить нервничать и поступать, как
пристало лишь трусу.’
Смотрите последние обновления на головном сайте школыБонг Дем Лонг
|