продолжение
СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В
СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Характеристика основных тенденций по
развитию безопасного поведения в зарубежной теории и практики
образования.
Теория и практика зарубежного
образования на современном этапе имеет достаточно сложную структуру и
содержание. Механизм ее действия подчинен постоянно возрастающим темпам
технологического роста. Одно из важнейших средств, обеспечивающих
непрерывность функционирования технологических цепочек и обеспечения
безопасности личности, является система подготовки граждан к действиям в
ситуациях чрезвычайного и экстремального характера, действующая в
исполнительных органах государственной власти, образования, коммерческих
структурах.
Озабоченность естественна и
понятна, но реализуется она по-разному, исходя из национальных,
природно-климатических, культурных особенностей и имеет свои специфические
тенденции.
На основании анализа
теоретического материала, посвященного характеристике содержания зарубежного
образования, по данным Георгиевой Т.С. 1989, Елмановой В.К. 1989, Мальковой
З.А., Вульфсона Б.П. 1991, материалов международного симпозиума “Человек и
катастрофы” 1999, Кондакова М.Н. 1986, Акимова В.А. 2001, Гвоздева С.А. 2002,
Пархомовича Г.П. 1993, Устбука А., Рати О. 2000, Фунакоши Г. 1999, Вольфа Х.
1986, Кристенсана Л. 1996, в целях систематизации позитивного опыта, основные
тенденции, складывающиеся в зарубежном образовании, в направлении
рассматриваемой темы, следующие:
Первая. Все уровни обеспечения
безопасности соответствуют трем основным концепциям, ратифицируемым в странах –
членах ООН.
Концепция устойчивого развития,
принятая на Конференции ООН в
Рио-де-Жанейро, заключающаяся в
развитии человечества, при котором удовлетворение потребностей осуществляется
без ущерба для будущих поколений; управляемое развитие общества, не
разрушающие своей природной основы и обеспечивающие непрерывный прогресс
цивилизации. Основными принципами устойчивого развития выделяются:
- каждый человек имеет право на
здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой, на жизнь в
экологически чистой и благоприятной для него окружающей среде;
- социально-экономическое развитие
должно быть направлено на улучшение качества жизни людей, и в первую очередь
это улучшение должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости
экосистем, превышение которых приводит к их разрушению.
- развитие должно реализовываться
таким образом, чтобы в равной мере обеспечить возможность удовлетворения
основных жизненных потребностей как нынешнего, так и будущих поколений при
сохранении окружающей природной среды;
- сохранение окружающей природной
среды должно составлять неотъемлемую часть процесса развития и недолжно
рассматриваться в отрыве от него, в одно целое должны быть соединены
экономическое развитие, развитие социальной среды и экономическая безопасность.
Концепция приемлемого риска –
основа рационального планирования мероприятий по обеспечению безопасности с
учетом социальных и экономических факторов. Уровни приемлемого риска в стране
устанавливаются законодательно. Приемлемый риск - допустимые значения действие
вредных, опасных для природы, общества, человека факторов.
Концепция оправданного риска. В
соответствии с этой концепцией приемлет тот риск, который общественно оправдан.
При этом непосредственно рискующие члены общества, приемлемая безопасность
которых на данном этапе развития науки и техники не может быть обеспечена на
приемлемом уровне, получают социально-экономические компенсации от общества. Соотношение
по уровню принятия решений в рамках каждой концепции следующее:
- концепция устойчивого развития –
мир в целом и реализующие ее страны
- концепция приемлемого риска –
государство и государственные органы
- концепция оправданного риска –
отдельный человек, государственные
органы.
Степень общности концепций
|
Концепция
устойчивого развития
|
|
Концепция
приемлемого риска
|
Концепция оправданного риска
|
В рассматриваемой тенденции проведения
в жизнедеятельность описанных выше концепций странами – членами ОНН акцент
ставится на обеспечение безопасности индивида, общества за счет повышения
технологичности, природосообразности производств, обучение технологиям,
способам поведения в условиях техногенных и экологических катастроф.
Образование выполняет функцию обучения необходимым навыкам жизнеобеспечения в
этих условиях. Задача повышения уровня защищенности от внутренних угроз,
коренящихся внутри особенностей психического склада человека, внешних угроз
криминогенного характера, с применением теории и практики боевых искусств,
конкретно не ставится. Предполагается, что каждый отдельный человек эту
особенность взаимодействия с внешним миром решает самостоятельно в зависимости
от индивидуальных способностей и наклонностей, жизненной необходимости.
Необходимо также отметить, что наряду с такой техногенностью государства
поддерживают развитие боевых искусств и специализированных направлений по
развитию навыков действий в криминогенных ситуациях. Наметилась тенденция,
характерная для европейской части, расширения коммерческих структур,
развивающих боевые искусства и школы выживания, обусловленная возрастающим
запросом по обеспечению личной безопасности. В подтверждение этому можно
привести пример, что даже эта особенность сказалась на казалось бы “ мирной
аэробике “ , в структуру которой активно внедряются элементы боевых искусств,
выразившиеся в таких направлениях как Кибо, Тайбо, А-бокс, Йога.
Вторая. Поддерживается
военно-политическим руководством стран, входящих в НАТО, считающим, что
деятельность по решению вопросов предупреждения ЧС, вызываемых техногенными
авариями, стихийными и экономическими бедствиями, ликвидации их негативных
последствий, а также защиты общества, государства и людей от внешних угроз,
является видом стратегического обеспечения их жизнедеятельности. К настоящему
времени этими странами в данном вопросе накоплен значительный опыт, созданы
эффективные системы управления. Основная направленность их действий до 80-х
годов заключалась в выполнении ликвидационных мероприятий, а с середины 80-х
сформирована стратегия и нормативно-правовая база по реализации
предупредительных, упреждающих мер. Это обстоятельство говорит о том, что крен
с области создания структур, схем функционирования, являющихся необходимым
элементом безопасности, сместился в область развития необходимых поведенческих
актов личности, общества и как результат развития, преимущественно в
школах-интернатах, военных образовательных учреждениях, безопасного поведения
средствами боевых искусств.
Третья. Развитие безопасного
поведения в рамках Американской и Английской системы, действующей в школе – School counseling and guidance, заключающейся в руководстве и
поддержке, т.е. “мягкое” руководство, идущее от запроса ребенка, а не
навязанное ему. В Англии при употреблении понятия “guidance” имеется ввиду деятельность,
направленную на социальное и индивидуальное развитие личности, что предполагает
обучение социальным навыкам, советование, профориетирование, информирование о возможном
изучении предметов, помощь в их выборе, заботу, поддержку, опекунство. В США
употребление “guidance” больше связывают с превентивной
работой, “counseling” – с деятельностью специалистов по
работе с возникшими проблемами детей. Не взирая на различия в терминологии,
важно подчеркнуть сущность деятельности специалистов, работающих в этой
системе. Это оказание помощи школьнику в затруднительной ситуации с тем, чтобы
он научился самостоятельно решать свои собственные проблемы и справляться с
трудностями, что предполагает помощь в познании себя и адекватном восприятии
окружающей среды. Таким образом, мы опять имеем возможность видеть отсутствие
непосредственного влияния боевых искусств, но оно может быть, в случае если
школьник встретится в жизнедеятельности с такой ситуацией, которая потребует
специальных навыков для ее разрешения и не сможет ее преодолеть и если педагог
посчитает необходимым развивать такую линию поведения, в структуру которой
будут входить приемы и способы поведения из боевых искусств.
В целом педагогическая поддержка
сильный инструмент взаимодействия для развития безопасного поведения, но очень
много “если”, мешающих целенаправленному взаимодействию на способности и
поведение школьника.
Наиболее известна сугубо
практическая направленность в этой области, связанная с экстремальными
ситуациями, когда возникает необходимость экстренной медицинской или другой
помощи. Всем известна “Служба 911” в США и пропаганда через телевидение
способов оказания помощи. Более глубокие разработки велись и ведутся в США по
программе “Познай себя” американским фондом здоровья. Здесь наиболее известны
авторы программы “Знай свое тело” доктор Карен Вогг Кроун, Лиза Рубин Либерман,
Клиффорд А. Прализ. Эти разработки охватывают широкий круг обучения детей
здоровью, элементам здорового образа жизни, правилам оказания первой помощи и
самопомощи, безопасному поведению на улицах и дорогах.
В Англии известна программа “Лайф фор
Хелф”, широко известен масштабный проект “Хоуп” - борьба с наркоманией,
алкоголизмом, курением. Также известны разработки отдельных аспектов безопасной
жизнедеятельности, таких, как вопросы пожарной безопасности – “Азбука
безопасности”.
Четвертая. Характерна для стран
Азии и Востока, в структуру образовательных систем которых введены в качестве
обязательных различные виды боевых искусств, способных влиять не только на
уровень личной безопасности, но и приучают школьников к определенной форме
социального взаимодействия, неразрывно связанной с позитивными морально –
нравственными нормами поведения в обществе. Эта тенденция характерна для
Японии, Китая, Турции.
В этой связи примечателен жизненный
опыт Дзигоро Кано, устремлениями которого в 1908 г. в Японии был принят закон об обязательном изучении кэндо или дзюдо в средних школах.
Кано понимал дзюдо как физическое
образование, спорт и этическую подготовку. По его мнению приемы дзюдо помогают
человеку стать решительным, уверенным в себе и обостряют интуицию. Особенно
важен на тренировках принцип дзита кеэн – “взаимопомощь и сотрудничество”.
Занятия дзюдо способствуют развитию таких качеств, как прилежность,
экономичность, хорошие манеры. В общественной жизни они приносят добрые плоды
не только их обладателям, но и всем окружающим.
Существуют пять принципов дзюдо в
повседневной жизни :
1. Наблюдай за собой и за всем
окружающим миром.
2. Будь инициатором любого дела.
3. Осмысливай свои действия и будь
решительным.
4.
Умей вовремя
останавливаться.
5.
Придерживайся
среднего между весельем и подавленностью, работой и ленью, безрассудной
смелостью и трусостью.
Анализ развития безопасного поведения
в системе высшего и среднего образования в России.
По содержанию и структуре ОБЖ
– новая, формирующая на стыке многих наук, самостоятельная область
социально-экономических и естественных знаний, изучающая условия обеспечения
гармонии системы “Природа – Человек – Общество”. Она признает факт решающей
роли человека в обеспечение гармонии системы, перманентность опасностей, ставит
задачей изучение причин возникновение опасностей, характеристики, рожденных этими
опасностями чрезвычайных и экстремальных ситуаций и обучение учащихся путям
сохранения здоровья, безопасному образу жизни в обычных и сложных социальных и
прочих условиях. Она предусматривает также выработку способностей и умений
сохранить здоровье и жизнь при крайне неблагоприятном выражении социального,
техногенного, природного и экологического неблагополучия в условиях разного
рода экстремальных и чрезвычайных ситуаций.
Анализ качественных сторон
программ по курсу “ Безопасность жизнедеятельности “ в системе высшего и
среднего образования, содержание теоретического материала учебников Арустамова
Э.А. 1999,2002гг., Захаренкова Р.И. 1995г., Смирнова А.Т., Мишина Б.И.,
Ижевского П.В. 2000,2001,2003гг., Вангородского С.М., Латчука В.Н., Миронова С.К.,
Кузнецова М.И. 2001,2002гг., Торонова И.К. 1998г., Кузнецова И.Н. 2002г., Хван
Т.А., Хван П.А. 2002г., Белова С.В. 2003г., Мастрюкова Б.С. 2003г., Кирилова
Г.Н. 2001г., позволяет оценить процесс развития следующим образом.
Безопасность жизнедеятельности как
учебная дисциплина включает в себя:
Блок 1. Определение БЖ, основные
источники опасностей.
Содержит определение БЖ, основные
источники опасностей и характеризует возникающие при реализации опасностей
ситуации с воздействием их поражающих факторов.
Блок 2. Психологические аспекты.
Раскрывает психологические
особенности обеспечения гармонии взаимодействия компонентов системы, защиты
человека в предвидении, предупреждении и преодолении поражающих факторов
экстремальных и чрезвычайных ситуаций.
Блок 3. Валеология.
Включает содержательную структуру
здорового образа жизни и предупреждение, преодоление вредных привычек.
Блок 4. Экология.
Включает мировоззренческий аспект
задач сохранения природы, обозначение необходимости получения знаний в целях обеспечения
защиты здоровья и жизни.
Блок 5. Оборона государства и ее
обеспечение.
Данное направление, рассматриваемое с
общих позиций изучения опасностей, грозящих людям, социальной защиты молодежи,
включает вопросы патриотического воспитания и подготовки учащихся к службе в
армии, исходя из задач обороны государства, подготовки молодежи к преодолению
трудностей, ожидающих их в жизни, в том числе во время исполнения
государственного долга.
Блок 6. Изучение особенностей экстремальных
и чрезвычайных ситуаций различного характера, их поражающих факторов в целях
обеспечения обучения защиты жизни и здоровья.
Блок 7. Охрана здоровья детей и
первичные медицинские знания, где основной задачей считается внедрение в жизнь
здорового образа жизни и выработка умений оказания первой помощи и самопомощи.
Блок 8. Охрана труда и техника
безопасности предусматривает обучение безопасности на уроках и во внеурочной
деятельности, когда учащийся использует или имеет дело с системами, веществами
или средствами, несущими в себе опасность здоровью или жизни.
Блок 9. Правовые аспекты обеспечения
гармонии системы “Природа – Человек – Общество” предполагает изучение основных
законов, прав и обязанностей в обеспечении сохранения здоровья и защиты жизни
в различных условиях и ситуациях.
Блок 10. Условия возникновения ЧС и
задачи РСЧС.
Излагает классификацию опасностей,
создаваемых или чрезвычайных ситуаций, формирует определение РСЧС и задачи этой
системы по защите населения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Блок 11. Условия возникновения
экстремальных ситуаций и действия по защите.
Классифицирует основные источники
опасностей для человека в условиях природы ( автономное выживание ), в
городских условиях, в связи с нарушением экологии и средства, способы защиты
жизни и сохранения здоровья при воздействии поражающих факторов, возникающих из
опасностей экстремальных ситуаций.
Студенты по этому предмету изучают
теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе “ человек – среда
обитания – машина”; правовые, нормативно-технические и организационные основы
безопасности жизнедеятельности, в том числе и гражданской обороны; основы
физиологии человека и рациональные условия труда; анатомо-физиологические
последствия воздействия на человека вредных и поражающих факторов и их
идентификацию; средства и методы повышения безопасности и экологичности
технических средств и технологических процессов; методы исследования
устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в
чрезвычайных ситуациях; методы прогнозирования ЧС и их последствий; организацию
и ведение гражданской обороны. Они учатся разрабатывать мероприятия по защите
населения и персонала предприятия от ЧС; осуществлять мероприятия по повышению
устойчивости функционирования объектов экономики, систем и отраслей; владеть
методами управления современным предприятием в ЧС.
Подготовка по программе “
Безопасность жизнедеятельности “ осуществляется в объеме 136 учебных часов. Не
менее 50 учебных часов этой программы отводится на изучение вопросов защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Учащиеся учебных заведений
среднего и начального профессионального образования обучаются по программе
курса “ Основы безопасности жизнедеятельности “ в объеме 140 учебных часов.
Основной целью изучения данного курса является формирование у учащихся знаний и
умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,
по ликвидации последствий и оказанию само- и взаимопомощи в случае проявления
опасностей, сознательного и ответственного отношения к вопросам личной
безопасности и безопасности окружающих, умения распознать и оценить опасные и
вредные факторы среды обитания человека, находить способы защиты от них.
Основой курса “ Основы
безопасности жизнедеятельности “ в общеобразовательных школах является
программа с 1по 11 классы в объеме 400 учебных часов теория и практика которых
распределяется следующим образом:
- начальная школа – основы
безопасного поведения в быту, школе, правила безопасности на улице и дорогах
и начальное представление о единстве природы “ Природа – Человек – Общество “.
- 5 класс – валеология, основы
экологии, здоровый образ жизни и пути привития его основных элементов.
- 6 класс – природные факторы
негативного воздействия на человека и выживание в природных условиях.
- 7 класс – безопасность в городе.
- 8 класс – природные стихийные
бедствия, защита от поражающих факторов.
- 9 класс - техногенные катастрофы,
нарушение законов экологии, сохранение здоровья и защита жизни.
- 10-11 классы – вопросы обороны
государства, основы военной службы, изучение Единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.
Особое внимание при изучении курса
обращается на формирование в сознании детей и подростков обостренного чувства и
коллективной безопасности, привитие навыков распознания и оценки опасностей, а
также безопасного поведения в экстремальных чрезвычайных ситуациях дома, на
улице, на природе.
На сегодняшний день общая
численность учащихся составляет более 30 млн. человек. А это 62 тыс. школ,
гимназий, лицеев, колледжей; более 3,5 тыс. профессионально-технических училищ;
2200 техникумов, более 5,0 тыс. учреждений внешкольного образования.
Ежегодно около 6,5 млн. студентов
обучаются в более, чем 600 государственных высших учебных заведениях и 123
негосударственных высших учебных заведения.
Проблема безопасности в нашей
стране в настоящее время разработана с присущей русскому человеку размахом.
Освещены практически все стороны жизнедеятельности человека. Широта т глубина
теоретического материала достойна восхищения. Вероятно на сегодняшний момент
нет человека, который бы был выключен из системы обеспечения безопасности. И
это обстоятельство оказывает существенное влияние на эффективное функционирование
государства в целом и устойчивое позитивное развитие каждого человека в
частности.
Но, как мы полагаем, исходя из
предпринятого анализа и имеющейся статистики, указывающей, что из 300 тыс.
человек преждевременно погибает:
- 60 тысяч погибает в результате
криминальных ситуаций
- 30 тысяч в результате несоблюдения
норм безопасности на дорогах и улицах
-15 тысяч в результате нарушения
правил безопасности на воде
- 12-14 тысяч по причине пожаров
- до 3 тысяч в результате техногенных
катастроф, природных стихийных бедствиях.
Центр приложения усилий в системе “
Безопасная жизнедеятельность “ должен сместиться с развития безопасного
поведения за счет изучения норм и правил, хотя они тоже имеют существенное
значение, в плоскость развития внутренне осознаваемой способности к
позитивному, адекватному, безопасному взаимодействию. Такой способ поведения и
средства по его развитию дают боевые искусства.
Хотя рассмотренные содержания и
программы предусматривают варианты включения элементов боевых искусств, но в
условиях учебно-воспитательного процесса носят декларативный характер. Это
обстоятельство имеет место, по нашему мнению, по следующим причинам:
1. Недоукомплектованность на всех
уровнях преподавателей безопасной жизнедеятельности.
2. Непрофессиональный подбор кадров на
замещение вакантных должностей преподавателей безопасной жизнедеятельности.
3. Отсутствие практических навыков
использования теории и практики боевых искусств в развитии безопасного
поведения.
4. Недостаточная разработка проблемы
развития безопасного поведения средствами боевых искусств.
Характеристика положительных и
отрицательных сторон процесса развития безопасного поведения в системе
дополнительного образования.
Сеть учреждений дополнительного
образования в нашей стране достаточно широка. Оно призвано заполнить пробелы в
получении основного образования и способствовать совершенствованию,
профориентированию школьников в дальнейшей жизни. Мы полагаем, сама по себе
система дополнительного образования, развивающая способности в различных
областях знаний человека, повышает , в определенной степени, защищенность детей
и подростков в повседневной жизни. С введением специализированных направлений,
развивающих непосредственно безопасное поведение, эта степень значительно
повышается.
Одна из форм работы в этой области
является, наиболее авторитетная, с массой позитивных устремлений, “ Школа
безопасности “, проводимая в нашей стране с 1995г. и действующей, в программах
чемпионатов России по туризму, вид - “ Поисково-спасательные работы “.
В деле подготовки детей к действиям
в экстремальных ситуациях ограничиваться рамками школьного курса нельзя. Для
выработки навыков и умений просто необходимы практические знания. Детская
психология требует выхода, демонстрации достигнутого на каком-то периоде. По
своей природе заинтересованный ребенок стремится к тому, чтобы проверить свои
силы, сравнить свои возможности с возможностями сверстников.
Отрицательных направлений в
провидении этих программ в жизнь нет. Все во благо безопасности детей , подростков.
Отличительные стороны и позитивные
эффекты:
- массовость;
- связь с естественной природной
средой;
- поддержка позитивных устремлений к
здоровому образу жизни;
- совершенствование навыков по
самообеспечению;
- развитие творческих способностей;
- развитие чувства коллективизма и
взаимопомощи;
- развитие чувства ответственности за
экологическую безопасность,
уважения, созидания к среде
обитания.
Не возникает ни малейшего
устремления к критике существующих направлений “ Школа безопасности “, “ Поисково-спасательные
работы “, есть мысли, чувства, направленные на дальнейшее совершенствование, за
счет внедрения еще более эффективных средств, влияющих на развитие безопасного
поведения.
Рассматривая процессы,
складывающиеся в дополнительном образовании, относительно развития безопасного поведения,
необходимо остановиться на внедрении авторских программ военно-патриотической,
военно-спортивной, военно-исторической направленности. В целом устремления
авторов, на определенный момент времени, оправданы. Влияние на состояние
безопасности детей и подростков ощутимо. но поддержка и их повседневное
внедрение, по нашему мнению, должно проходить более продуманно и ответственно,
в связи с присутствием ряда негативных факторов.
Основываясь на анализе теории и
практики боевых искусств Панченко Г.Х. 1997г., публикации многочисленных
авторов журналов “ Боевые искусства планеты “, “ Русский стиль “ можно
констатировать:
1. Идеология пропагандируемых
направлений близка к националистической, т.е. из пропаганды безопасности,
здорового образа жизни делается культ национального превосходства. Национализм
– это гибель. Концептуальная идея безопасности – гармония природы “ Природа –
Человек – Общество “ разрушается, а следовательно о безопасном поведении детей
и подростков, вовлеченных в деятельность подобных клубов, учреждений, говорить
не приходиться. С процессом разрушения сознания неминуемо приходит
физиологическое разрушение “ со всеми тяжкими “. Только идеология нравственного
благожелательного отношения к собратьям по оружию, среде обитания может иметь место
в развитии клуба, заявившего, что он призван работать над безопасным поведением
детей, подростков, осуществляя содействие системе “ Безопасной
жизнедеятельности “.
2. Как известно, все программы
проходят лицензирование, пишутся рецензии. Предполагается, что ответственные
чиновники вчитываются и разбираются в содержательных моментах
учебно-воспитательного процесса предполагаемых программ. Но действительность
говорит об обратном. Пример из практики деятельности военно-спортивного клуба “
Защита “2000г. г. Псков, в рамках которого действует авторская образовательная
программа Яциновича Григория Александровича. Уважаемый автор предлагает обучить
искусству ближнего боя в течении 30 секунд, безопасной жизнедеятельности в
течении 1-3 дней, к службе в вооруженных силах в течении 10 дней, руководителей
и инструкторов в течении 2 лет. Заявка, необходимо заметить, серьезная.
Содержание, методика работы не выдерживает критики. Просто амбиции, которые
автор хочет реализовать на военно-патриотической волне. Бесконечное количество
ошибок в теории, практике, методике, как это не прискорбно, скажутся на детях, подростках.
В специальной гимнастике автор
рекомендует выполнять “ нырок в окно “ и “ прыжок ногами в окно “. К числу
прикладной гимнастики “ бег по стене “, “ перепрыгивание человека в рост с
опорой руками на плечи “и т.д. Удары руками и ногами рекомендует выполнять
только в объеме одного удара рукой и одного ногой, приводя беспочвенные доводы.
Как мы считаем, если была
проведена экспертная оценка специалистов БЖ, боевых искусств, то отрицательные
амбиции автора не были бы реализованы и программа не существовала бы, либо
автору пришлось основательно заняться изучением многовекового опыта боевых
искусств и основных целей, задач, стоящих перед безопасной жизнедеятельности.
Заключение по главе
Таким образом, рассмотренные в
настоящей главе основные тенденции, складывающиеся в зарубежной и отечественной
теории, практики по обеспечению безопасности и развитию безопасного поведения,
позволяет нам сделать вывод о том, что знания, обеспечивающие безопасность
индивида, общества, государства становятся системообразующими для решения
сложного удела жизненноважных проблем, а область образования, на которую
возлагается решение этих задач, приобретает роль систематизирующего комплекса в
обучающее - воспитательном процессе.
Проблема безопасности с
теоретической и практической точки зрения разработана достаточно широко и
детально и оказывает существенное влияние. Но мы полагаем, что в целях
повышения эффективности процесс обучения должен основываться на изучении
ценностных критериев с учетом особенностей и “ внутренней модели мира “
обучаемого с содержанием его субъективного опыта личностных смыслов, с
применением элементов теории и практики боевых искусств по развитию высокой
координации движений , сосредоточения, концентрации воли, коммуникативных
способностей, необходимых навыков по самозащите.
продолжение
Смотрите последние обновления на головном сайте школыБонг Дем Лонг
|