Бонг Дем Лонг  
 
Международная Школа Восточных Единоборств Ват-Джитсу "Бонг Дем Лонг"
 
Навигация
 О Школе
 История Школы
 Новости
 Планы
 Филиалы
 Программа
 Заповеди
 Японские термины
 Вьетнамские термины
 Понятия
 Айкидо
 Оружие
 Такимакэ
 Философия
 Книги
 Фотографии
 Статьи
 Разное
 Саньда (правила)
 Таолу (правила)
 Память
 Узлы
 Чайная церемония
 Дзен
 Харакири
 Спортландия
 Ссылки
 Контакты
 Карта
 

Секционное и гибкое оружие. Нунчаку.

 

Чтобы достигнуть  мастерства

во владении  гибким оружием, надо тренироваться столько лет, сколько в нем сочлененных элементов.

Китайская поговорка.

 

1.         Краткий обзор секционных  и гибких видов оружия.

Секционное и гибкое  оружие, особенно на Востоке, всегда играло заметную роль и выделялось в особый класс. Оно более опасно, чем жесткое, так как длина его регулируется. Оно легко обходит  и щит и жесткий блок, а сила удара им существенно выше, чем у жесткого оружия равной длины.

В то же время, гибкое оружие имеет ряд особенностей, существенно осложняющих работу с ним. Оно продолжает движение, когда рука уже остановилась, на вращениях движется быстрее, но при необходимости смены траектории делает это медленнее жесткого. Оно подвластно инерции и его легче сбить.

Традиционно гибкое оружие можно разделить на следующие основные группы:

-оружие с жесткой рукоятью и гибкой боевой частью (пример- бич);

-оружие с гибким древком и жесткой боевой частью (кистень);

-целиком гибкое оружие (цепь, веревка);

-гибкое метательное оружие (боло, сеть, лассо).

Самое простое в употреблении гибкое оружие то, которое имеет жесткую рукоять. Благодаря ей легче менять направление движения, а, при условии достаточной длины, самой рукоятью можно блокировать удары или наносить их в ближнем бою. Этот тип гибкого оружия наиболее  доступен для овладения и наиболее употребителен благодаря своей управляемости.

Вариантов такого оружия много, и одним из его представителей является секционное оружие. В Европе к этому виду относится боевой цеп, ударная часть которого намного короче основания и представляет собой окованную железом шипастую дубину. Гибкое сочленение достаточно разнообразно по длине и связано, в первую очередь с сельскохозяйственными традициями. В зависимости от исполнения, оно может захлестнуть оружие или руку  противника или, если оно достаточно коротко, зажать руку врага между двумя частями цепа, как тисками. Такое оружие очень эффективно использовалось в средние века пешими воинами в борьбе против всадников вообще, и закованных в латы рыцарей в частности. Сочлененная часть боевого цепа подобно молоту наносила удары по броне, вызывая не только механическое, но и акустическое действие на противника. Тем более, что навык обращения с цепом у крестьян, а пешее воинство в основном набиралось из их числа, воспитывался с детских лет и, в общем-то, не требовал специальной подготовки.

На Востоке появление любого оружия обычно связывают с какой-либо исторической личностью или общеизвестным историческим сюжетом.

Так например, в Китае  изобретение секционного шеста  приписывают основателю династии СУН Чжао Куанъиню (X век). Будучи еще простым воином, он славился, как боец на шестах. Однажды, во время схватки, его оружие сломалось, но, так как шест был бамбуковым,  не разлетелось на части, а, надломившись, повисло в руке. Творчески оценив возможности своего «нового» оружия, Чжао продолжил сражение и одолел своего противника. Такой вариант шеста ему понравился, а  в качестве сочленения двух частей в дальнейшем стала служить цепь. Так родился двухсекционный шест «лянцзегунь».

В отличие от обыкновенного цепа, лянцзегунь состоит из двух равных половинок, каждая из которых имеет длину около метра. Соединительная цепь образована всего из нескольких колец. Лянцзегунем можно воевать как коротким шестом или палкой, нанося удары обоими его концами, а можно махать им как цепом. Висящая часть при этом описывает большие круги и позволяет блокировать удары на разных уровнях. Можно, взяв лянцзегунь за концы, ловить оружие противника между двумя складывающимися половинками. Можно, сложив его, подойти на близкую дистанцию или, наоборот, отпустив один конец, резко ее увеличить.

В Китае есть и прямой аналог европейского боевого цепа, состоящий из длинной и короткой палок на гибком сочленении. Такое оружие называется «шаоцзегунь» (рис.2) или «сметающий шест». Он существует в двух вариантах:

«длинный» или «большой» шаоцзегунь имеет длину древка около 150 см и длину цепа 40-50 см;

«короткий» или «ручной» цеп имеет древко  длиной около 90 см  при аналогичной длине цепа.

 

Рис.1. Шаоцзегунь.

Если длинный шаоцзегунь держат как обычный шест, то короткий так, чтобы  конец древка упирался в центр ладони  или выступал на один кулак наружу. Каждый из вариантов «сметающего цепа» имеет свои преимущества. Короткий позволяет выполнять более сложные и изощренные круговые движения, длинный дает возможность активного применения второго конца.

В Корее цеп тоже хорошо известен. По сравнению с китайским цепом корейский имеет гораздо более короткое соединительное звено, порой сведенное к одному кольцу. Длина цепа составляет 270 см общей длины, из которых на ударную часть приходится порядка 70 см.

Корейская техника работы с цепом проще китайской. Короткое соединительное  звено не позволяет выполнять сложные раскрутки, поэтому большинство ударов направлено на огибание защиты противника. Второй конец используется очень активно, так что техника работы очень напоминает бой шестом.

И в Китае и в Корее цеп был оружием не только пехотинцев, но и всадников. Ударная  часть при этом делалась граненой или снабжалась дополнительными шипами. Необходимость достать противника сверху заставляла увеличивать длину соединительного звена, длина которого порой равнялась длине самого цепа.

Однако такой шест  известен  все же гораздо меньше, чем трехсекционный - «саньцзегунь». (Рис.2)

Рис.2. Саньцзегунь. Один из вариантов.

Длина каждой секции саньцзегуня колеблется от 60  до 100 см. Одним из стандартов длины являются семь кулаков  хозяина, хотя иногда центральное звено делается длиннее, что повышает тактико-технические данные саньцзегуня, как двухстороннего цепа.

Существует два основных направления работы саньцзегунем. Одно из них построено на базовом хвате  за среднее звено и разнообразных кругах, восьмерках,  перехватах. На большой скорости, когда его раскручивают за центральную часть, визуально он воспринимается как длинный шест. При этом саньцзегунь  можно перехватить за крайнюю  секцию и резко увеличить дистанцию на распашном ударе. Можно держать его за центральное и крайнее звено, работая висячим концом как цепом, короткими палками, соединенными между собой третьей, образующей дополнительную защиту. В этом варианте больше крестообразных блоков, отводов и ударов, подобных работе шестом, тычковых ударов острым углом, образуемым двумя соседними звеньями, толчков и блоков средним звеном. При необходимости, саньцзегунь можно использовать и в сложенном  виде, но как короткая палка он функционирует слабо. Зато в ближнем бою саньцзегунь очень хорошо движется вдоль тела бойца то спереди, то сзади, то сбоку.

Другая техника построена на хвате за крайние звенья саньцзегуня. Боец как бы сражается двумя дубинками.

Один из вариантов легенды о происхождении саньцзегуня основывается на идеях тантрического буддизма. Три шеста символизируют три тела Будды, а также три драгоценности буддизма - Будду, дхарму и сангху, а также « три корзины мудрости»- буддистский канонический  текст «трипитака». Соединение между шестами подчеркивает их единство и происхождение из одного источника.

Боевое применение санцзегуня требует от воина прекрасной скоростной выносливости, координации, сноровки, умения мгновенно перестроить свою технику, не говоря уже о способности полностью слиться во едино со своим оружием.

Гибкое оружие, в том числе и секционное, всегда было оружием индивидуальным, принадлежащим отдельным мастерам. Особенно это относится к  короткому секционному оружию, палитра которого очень разнообразна.

Аналогом лянцзегуня в этой группе можно считать эрцзегунь (двухзвенный шест). Общая длина его составляет всего один метр, из которого одна треть-  длина соединительной цепи, и по одной трети приходится на каждую палку (рис.4).

Рис.4. Эрцзегунь.

 

Аналогом шаоцзегуня можно считать его парную разновидность в виде двух миниатюрных цепов, техника работы которыми практически идентична работе кистенем или плеткой. Но самое известное оружие этой группы- знаменитые окинавские нунчаку (рис.5).

 

Рис.5. Нунчаку.

 

Нунчаку похожи по внешнему виду на эрцзегунь, но обычно происхождение их увязывают не с легендой о сломанном шесте, а с обычным сельскохозяйственным цепом. Хотя здесь интересно привести достаточно оригинальную версию Алекса Левитаса, изложенную им в исследовании «Нунчаку и дубинка».

 

Кочующий из книги в книгу популярный миф гласит, что нунчаку - бывший цеп для обмолота риса, превращённый японскими крестьянами в грозное оружие, которым они сражались против самураев. Однако этот миф содержит сразу четыре грубых ошибки. Нунчаку отнюдь не являются японским оружием, они никогда не были цепом, использовали это оружие вовсе не крестьяне - и вовсе не против самураев.

Нунчаку в том виде, в котором мы их знаем, пришли с Окинавы (Рюкю) - архипелага, являющегося сегодня частью Японии, однако заселённого другим народом, говорящим на другом языке. В японском языке даже нет слова для обозначения нунчаку - когда надо написать слово "нунчаку", используется либо запись "ну-н-тя-ку" на катакане - слоговом алфавите, которым японцы записывают иностранные слова, либо китайский иероглиф "двухчленная дубинка" ("двухзвенный цеп"),

 

   запись «ну-н-тя-ку»

 

который на китайском языке читается как "шуан-цзе-гун", на окинавском - как "нун-тя-кун", а на японском - как "со-сэцу-кон".

 

Рис.6 Муге –окинавские удила, от которых, скорее всего произошли нунчаку

 

      запись «шуан-цзе-гун»

Многие считают, что нунчаку ведут своё происхождение от цепа для обмолотки риса (уцу)  - но это ошибка. Чтобы убедиться в этом, достаточно представить себе, что Вам нужно молотить нунчаку (причём не концом, а всей поверхностью палки) лежащие на земле колосья - для этого Вам придётся согнуться в три погибели, почти что упираясь носом в собственные колени, а при каждом взмахе Вы будете бить себя по спине. . Настоящий окинавский цеп - как, впрочем, и японский, китайский или европейский - имеет ручку длиной в рост человека, так что им можно бить по земле, не скрючиваясь буквой "зю". Поэтому версия о происхождении нунчаку от цепа совершенно несостоятельна. Причина путаницы, судя по всему, кроется как в конструктивном сходстве нунчаку и цепа, так и в том, что в арсенал окинавского кобудзюцу входит другое оружие - боевой цеп (утибо) - действительно являющееся модификацией крестьянского цепа

 Существует несколько более разумных версий относительно того, какой предмет послужил прототипом нунчаку.

Наиболее правдоподобная из них (её придёрживается ряд современных мастеров кобудо) гласит, что нунчаку в оригинале представляли собой удила - часть конской упряжи. В исходном варианте нунчаку палки были изогнуты, как показано на фотографии, и лишь позднее начал применяться известный сегодня вариант с прямыми ручками. Существуют также версии о происхождении нунчаку от колотушки ночного сторожа или от инструмента для обдирания коры со ствола бананового дерева (из коры банана на Окинаве делали лучшую ткань).

 Наконец, ещё одна версия, которую признают такие авторитеты, как Мияги и Икэда, гласит, что оружие, послужившее прототипом нунчаку, привезли на Окинаву китайские иммигранты. Косвенным подтверждением этой версии служит то, что для обозначения нунчаку используется слово, заимствованное из китайского языка.

Как же мирный предмет обихода превратился в оружие? И кто пользовался этим оружием? Чтобы ответить на эти вопросы, придётся совершить экскурс в историю.

В 1429 году король Сё Хаси, основатель династии Сё, объединил три области Окинавы (Хокудзан, Нандзан и Тюдзан) в одно королевство и сделал столицей город Сюри. Спустя почти век один из последующих правителей, король Сё Син, завершил объединение страны, превратив кучку княжеств в единое государство. Чтобы предотвратить возможный мятеж, он собрал всех князей (андзи) в Сюри и издал "Указы об оружии" (кин-бу), запрещающие ношение оружия и обладание значительным количеством вооружения. В результате королевское войско стало единственной в стране армией.

В книгах о каратэ любят писать, что окинавские боевые искусства развивались среди крестьян - но это чепуха. Окинава была небогатой страной, а попав в XVII веке под власть японцев, и вовсе обнищала. Крестьяне вынуждены были работать от рассвета до заката, чтобы прокормить себя - и всё равно голодное истощение было довольно распространённой причиной смерти вплоть до середины XX века.

Поэтому занимались боевыми искусствами главным образом дворяне. Причём если аристократы (кадзоку) - принцы и князья - практиковали боевые искусства скорее в качестве хобби, то для служилых дворян (сидзоку) владение приёмами рукопашного боя было насущной необходимостью: многие из них служили в армии и полиции, работали сборщиками налогов и т.д. Если взглянуть на генеалогическое дерево практически любого стиля окинавского каратэ или кобудзюцу, обнаружится, что либо основатель стиля сам был родом из дворянской семьи, либо изучал боевые искусства у дворянина.

В 1609 году королевство Рюкю, существовавшее до тех пор как независимое государство, было оккупировано японским княжеством Сацума и стало его вассалом, а в 1879 году, после революции Мэйдзи, Окинава была аннексирована Японией. Но японское присутствие на Окинаве всё это время было крайне незначительным - не более нескольких десятков самураев на всю страну. Японцы подтвердили "Указы об оружии" Сё Сина, да ещё добавили запреты на импорт оружия и на владение огнестрельным оружием. Однако истории о тотальном разоружении жителей Окинавы являются не более чем сказкой: окинавским дворянам, как и прежде, разрешено было иметь мечи, а членам королевской семьи и князьям - даже ружья.

Нунчаку могут быть деревянными и металлическими, круглыми в сечении или гранеными, иметь одинаковый диаметр по всей длине или утончаться к сочленению, быть соединенными между собой как цепью, так и веревкой. Различной может быть и конструкция крепления гибкой части к палкам. Обычная длина нунчаку- от запястья до локтя, при диаметре 3 см на конце  и 2.5 см около сочленения. Длина соединительного звена, по окинавским стандартам, равняется ширине ладони хозяина, в то время как в Китае оптимальной длиной считается 2 кулака плюс 2 пальца. Рукояти в этом случае могут быть короче.

Близким к нунчаку оружием является дайдзе, состоящее из двух коротких (по 15 см) деревянных палок, соединенных длинной веревкой Техника работы с ними построена  на тех же  основных принципах.

К нунчаку часто относят многозвенные палки. Простейшим вариантом таких «дополненных »  нунчаку  являются «санбон нунчаку», состоящие из трех одинаковых звеньев одинаковой длинны. (Рис.7).

 

 

Рис.7 Санбон нунчаку.

 

 Еще один вариант трехзвенного оружия такого типа – «сан-сэцу-кон», в которых одна  рукоять обычная, а вторая состоит из двух звеньев значительно более коротких, но одинаковой длины. (рис.8).

 

 

Рис.8. Сан-сецу-кон.

 

Есть и четырехзвенные нунчаку, именуемые «ен-сецу-кон», две крайние секции которых обычной длины, а две внутренние в полтора-два раза короче.

Каждый из этих видов оружия  имеет свои индивидуальные особенности. Многозвенную палку сложнее отразить, но она проигрывает обыкновенным нунчаку в скорости и мощности.

Кай




Смотрите последние обновления на головном сайте школыБонг Дем Лонг
 
Используются технологии uCoz