Бонг Дем Лонг  
 
Международная Школа Восточных Единоборств Ват-Джитсу "Бонг Дем Лонг"
 
Навигация
 О Школе
 История Школы
 Новости
 Планы
 Филиалы
 Программа
 Заповеди
 Японские термины
 Вьетнамские термины
 Понятия
 Айкидо
 Оружие
 Такимакэ
 Философия
 Книги
 Фотографии
 Статьи
 Разное
 Саньда (правила)
 Таолу (правила)
 Память
 Узлы
 Чайная церемония
 Дзен
 Харакири
 Спортландия
 Ссылки
 Контакты
 Карта
 

Чайная церемония



 

          Ритуал чаепития в Японии (тяною) берет свое начало с 729 года. Чайная церемония  содержит в себе, в отличие от европейского чаепития, элементы эстетического и духовного характера, создавая утонченную атмосферу. В тяною обычно участвует мастер чая, который заваривает и разливает его, который как бы становится жрецом всей церемонии, с другой стороны участники, которые пьют напиток, а потом его еще и нередко критикуют. Ритуал охватывает  и позу при сидении, и мимику, и манеру речи, и характер движения рук. Попав с буддистами с легкой руки проповедника Дэнгё в 805 году чай пили из простого кубка перед изображением Будды (Дарума) и этот ритуал связывался с понятием священной клятвы или причастия.

      В Китае в связи с нашествием монголов церемония с “золотым эликсиром” была сведена к тривиальному завариванию подсушенных листов. А в Японии культ чая продолжал сохраняться и он претерпел существенные изменения со всех сторон.

      Искусство чайной церемонии будучи созданное монахами дзенсю из секты дзен. Монахи считали чай незаменимым напитком при погружении в раздумья, созерцание и медитацию, особенно ночью. И по легенде, когда один буддийский монах ( по одной из версий - сам Бодхидхарма ) глубокой ночью, во время медитации, все таки уснул, он когда пробудился вырвал свои веки и бросил их на землю. Из век выросли первые кусты чайного дерева, которые с тех пор помогали монахам бороться со сном. 

       Чайная церемония потом стало неотъемлемой частью образования и светского приема, тогда хотя и   производится весь ритуал отшлифовано и заученно до невероятности, каждая промашка становится предметом пересудов, обсуждений после процедуры.

      Для чайной церемонии (тяною ) в Японии обычно используется зелёный чай. Чай пьют перед едой, вовремя и после еды, в любой час. По обычаю гостя угощают чаем при любых обстоятельствах, но наиболее строго установлены следующие : ночной, с восходом солнца, утренний, послеобеденный и специальный.

          Ночной чай пьют при луне, примерно с половины двенадцатого до четырех ночи. . На восходе он пьётся , начиная с  3-4 часов утра до шести. Утренний с шести, обеденный только с пирожными после часа дня, а вечерний около шести вечера.

      Японцы считают, что именно зеленый чай укрепляет стенки сосудов, способствует правильному кровообращению, тонизирует, повышает жизнедеятельность организма в целом, предупреждает гипертонические и склеротические заболевания, увеличивает усвоение кислорода тканями и способствует правильному обмену веществ.

      В зеленом чае, по сравнению с черным или байховым чаем лучше сохраняются витамины и танин, обладающий антибиотическим и бактерицидными свойствами, кофеин, теин, эфирные масла. Из-за своей способности удерживать в организме влагу, зеленый чай особенно хорошо утоляет жажду и после одной-двух чашек человек чувствует себя бодрее, исчезает усталость.

      В одной из древних китайских врачебных книг замечается, что “чай помогает желудку в варении пищи, утоляет жар, жажду и тоску, чистит голову и глаза, отгоняет сон и забвение, истребляет всякую заразу...”.

      Японцы кладут щепотку зеленого чая не в чайник, а в чашку и заваривают ее кипятком, затем накрывают чашку крышкой. Чай лучше заваривается несколько остуженным кипятком, а некоторые сорта чая настаивают на дождевой и снеговой воде. Отборные сорта        типа (гёкуро) (яшмовая роса) заваривается кипяченой водой при температуре 60-70 градусов, нагревая до этой температуры чашку. А обычный зеленый (сэнтя) - при температуре 75-85 градусов. И только низкие сорта зеленого чая (бантя) - заваривают крутым кипятком. Хороший настой получается в течение одной минуты, но наилучше через 5-8 минут. При первой заварке в настой переходит около 60% целебных веществ, при второй - 30%, а при третьей - лишь 10%. Поэтому лучше всего заваривать чай один раз, но чаще всего его заваривают два раза.

      Есть и такие любители чая, которые выпивая настой, съедают и заварку.

      Зеленый чай в Японии пьют без сахара, молока и лимона, считая, что они лишь перебивают аромат чая. Наряду с зеленым чаем употребляют также черный и красный, а также цветочный чай. Для аромата в зеленый подмешивают лепестки магнолии, жасмина, садовой и дикой розы и других цветов, комбинируя сорта лепестков, специалисты создают целый букет запахов. Такой чай обычно подается почетным гостям, в торжественных случаях.

      Заваривается, конечно же, зеленый чай. В приготовление входят, во-первых, кипячение воды в чайном котелке на угольях из сакуры (вишневое дерево), во-вторых, заваривание чая, для чего применяется второй особый чайник и в-третьих, взбалтывание чая в специальной чашке и в конце концов чай пьется в виде густой пенистой жидкости.

      Лучшей чашкой служат изделия из белого фарфора, поскольку на белом фоне ярче оттеняется зеленый цвет чая. С отсутствием фарфора идут в ход керамические чаши или пиалы (тяван), которые употребляются с времен Муромати (1394-1574). Толстые стенки тяван не обжигают руки, хорошо удерживают тепло, а шершавость глины придает особую прелесть изделию. Лучше, когда керамические чаши все немножко разные.

      Конечно, изделия древних мастеров бережно хранятся как фамильное сокровище и подаются лишь в особо торжественных случаях.

      Изделия из керамики до наших дней таят саму технологию их изготовления, состав глины. И изделия японских мастеров сразу отличаются от китайских, вьетнамских, корейских и других, благодаря самобытной культуре и искусству украшению. Таким изделием нельзя не любоваться. Чайники украшают обычно изображениями побегов бамбука, речными заводями, горными пейзажами, соснами, драконами. Да и печка, на которой кипятят чай и древесный уголь, строится специальная, с небольшими мехами.

      В “Чайном каноне” Лу Юй делил процесс кипячения воды на три стадии. При первой стадии кипячения, когда выделялись маленькие пузырьки, их сравнивали с глазами рыб, при увеличении- с гроздьями хрустального бисера, образующимися на корне бьющего фонтана, а последняя - самая бурная - как вздымающая, клокочущая волнами буря.

      В древности, днем и ночью по тракту Токайдо двигались специальные паланкины (“каго”), доставляя бадьи из горных источников. Эта вода стоила дорого, но без этого чай терял свои натуральные свойства. В знаменитом романе “Сон в красном тереме” прекрасная девушка говорит влюбленному: “Разве ты не слышал, что одну чашку выпивают, чтобы оценить достоинства чая, две чашки, чтобы утолить жажду, выпить же три чашки, значит уподобиться пьющему воду ослу?”.

      Обычно приглашают на церемонию, высылая приглашение за 2-3 дня с благодарностью за оказываемое внимание, особенно если это торжественное чаепитие (риндзитяною). Собравшись немного раньше указанного времени гости выбирают старшего, наиболее почётного гостя (сёкяку) и определяют кто и в каком порядке будет следовать за старшем. Этот порядок поддерживается начиная с процедуры мойки рук и входа в сам чайный домик.

      Первый чайный домик в Японии был построен в 1473г. Чайный домик (тясицу) располагается таким образом, чтобы он был в тихом месте на берегу моря, садике или парке, окруженный традиционными декоративными цветами, растениями, создавая обстановку покоя, отдыха, раздумий и интимности. В чайном домике или павильоне при таком подходе человек отключается от суеты, наблюдает за природой, его быстро покидает усталость, он привыкает находить здесь покой и душевную радость.

      При входе ( дверь низкая-90 см.) в чайный домик гости снимают обувь, обычно традиционно кланяются красивым цветам на специальной подставке (токонома) и поджав ноги, усаживаются на циновки. Размер чайной комнаты (сукия) обычно  равен восьми кв. метрам. Хозяин, выходя навстречу гостям, отвешивает такой же низкий поклон. Все это окутывают музыкальные звуки бурлящей воды в чайнике со специальными металлическими приспособлениями, благодаря которым и получаются особые рокочущие тона.

       Гостям может быть предложено предварительное угощение(кайсэки). Хозяин при этом рассказывает случаи из жизни или истории, немного выпивая и сакэ. Сначала чай приготавливается в одной большой чашке  и гости пьют из её по очереди, что рождает ощущение близости. Согласно ритуалу гость  на левую руку укладывает шёлковый платок (фукуса), и на его ставит правой чашу. Кивнув следующему, как бы говоря о том. Что он будет после его (осаки-ни) отпивает три с половиной глотка, кладёт фукуса на циновку, аккуратно ( но не подчёркнуто тщательно) вытирает край чашки своим платком или салфеткой (кэйси) и только после этого передаёт следующему гостю. После крепкого чая подают жидкий , лёгкий чай, вносят подушки и сладости. “Второй” чай уже готовят  для каждого гостя в отдельной чашке и они пьют, когда им заблагоразсудится. Хозяин в это время вспоминает занимательные случаи из жизни, истории самих чашек, поскольку они нередко представляют собой фамильную реликвию. 

      В домике не должно быть яркого цвета, царит как бы вечерний полумрак.

       Разговор ведётся не спеша на отвлечённые, спокойные темы.

      Иногда снаружи чайного домика устраивается искусственный дождик или ливень. Тогда атмосфера меняется и характерные удары крупных капель о крышу, журчание сбегающих потоков воды с крыши, отдаленные раскаты грома создают особую обстановку отрешенности и изолированности.

      Японцы придерживаются мнения, что тяною воспитывает в человеке самоконтроль, естественность, опрятность и  приучает к порядку. Она культивирует национальные чувства и приучает к лаконичной красоте.




Смотрите последние обновления на головном сайте школыБонг Дем Лонг
 
Используются технологии uCoz